Законодательство предусматривает возможность защиты прав и интересов участников закупок и иных лиц. Для этого необходимо подать в ФАС жалобу, которая может охватывать одно из следующих направлений:
-
некорректность оформления закупочной документации, планов по приобретению товаров и услуг;
-
незаконность отклонения заявки участника закупки;
-
совершение противоправных действий организатора и третьих лиц, связанных с оформлением контракта;
-
незаконные действия оператора площадки, где проводится закупка.
Для оспаривания результатов закупочной процедуры жалоба от заявителя должна обязательно включать следующие пункты:
-
реквизиты лица, действия которого обжалуются (наименование, место регистрации организации или физического лица, контактные данные и иная информация при наличии);
-
реквизиты лица, обжалующего результаты проведения закупки (наименование, место регистрации, контактные данные);
-
данные закупочной процедуры (не требуется предоставление подобной информации при обжаловании действий непосредственно организатора или оператора электронной площадки);
-
перечень действий, которые обжалуются заявителем, с описанием обоснования;
-
документы, подтверждающие правоту обращения;
-
список прикрепленных документов.
Как подать жалобу в ФАС
Законодательство четко описывает процедуру обжалования результатов закупок. Сделать это необходимо в течение 10 дней после подведения итогов и определения победителя. Если этот срок не соблюден, то подобную жалобу ФАС рассматривать не будет, а единственным вариантом станет обращение в судебные органы. Последний вариант дороже и дольше, поэтому рекомендуем оперативно заниматься подготовкой документов, которые можно отправить следующими способами:
-
лично, посетив территориальное или центральное отделение ФАС;
-
почта;
-
электронный вид.
С учетом качества передачи данных и оперативности универсальным вариантом остается подача жалобы в ФАС по электронным каналам связи с помощью портала Госуслуги.
Как подать жалобу через Госуслуги
Для проведения процедуры необходима электронная цифровая подпись, которая идентифицирует заявителя обращения. Непосредственно подача жалобы идет следующим образом:
-
Авторизуйтесь на портале и войдите в личный кабинет.
-
В перечне доступных услуг ФАС найдите пункт «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушения антимонопольного законодательства».
-
Перейдите по ссылке «Устранение нарушений антимонопольного законодательства», где указан общий регламент реализации подобной услуги.
-
Нажмите на кнопку в правой части экрана под названием «Получить услугу».
-
Заполните поля формы, указав способ получения результата, данные заявителя и иную информацию.
-
Подайте заявление, прикрепив предварительно подтверждающие документы и нажав на соответствующую кнопку.






Подача жалобы по почте
Для отправки жалобы на закупку в ФАС можно использовать официальный электронный адрес delo@fas.gov.ru. Максимальный размер вложений не может превышать 8 Мб, а названия документов должны быть объединены порядковыми номерами либо единой темой. Обращение по почте должно содержать:
-
сопроводительное письмо, содержащее наименование государственного органа, обратные контактные данные заявителя, информацию об ответчике;
-
документы, подтверждающие полномочия заявителя;
-
сведения, доказывающие правоту обращающегося.
Все документы должны быть подписаны ЭЦП.

Как рассматривается жалоба
Сам процесс включает несколько этапов, где на первом рассматривается вопрос ее соответствия действующим требованиям законодательства. О решении на этой стадии направляется уведомление непосредственно заявителю, оператору и заказчику закупочной процедуры. Если жалоба принимается к рассмотрению, то участники спора получают право на подготовку, отправление в антимонопольный орган обоснований и возражений по конкретному обращению (сделать это необходимо не позднее двух рабочих дней до даты назначенного рассмотрения). Одновременно до завершения рассмотрения вопросов происходит блокировка заключения контракта. Вместе с этим публикация протоколов рассмотрения вторых частей предложений и иные действия должны выполняться в соответствии с законодательством.
Законодательство предусматривает три результата рассмотрения жалоб в ФАС:
-
необоснованная;
-
обоснованная;
-
обоснованная частично.
Два последних варианта предполагают, как правило, оформление предписания для устранения нарушений. Речь про изменение документации по тендеру, пересмотр результатов или отмена закупки. Подобное решение не позднее трех рабочих дней направляется оператору, заказчику и заявителю. При несогласии с ним каждый из участников имеет права не позднее трех месяцев обратиться в судебные органы.
«Астрал» – оформление ЭЦП любого типа
Для оформления жалобы в ФАС на результаты закупок необходима электронная цифровая подпись. Она идентифицирует заявителя и контролирует неизменность документа после его визирования. С ее помощью можно участвовать в государственных закупках, вести защищенный документооборот, отправлять отчеты в налоговую службу, выполнять юридически значимые действия. Если вам для ведения деятельности компании необходима ЭЦП, то заказать ее можно в нашем аккредитованном удостоверяющем центре. Обращаясь сюда, вы получите:
-
доступную цену за счет подбора оптимального тарифа под определенные задачи;
-
любую форму оплаты услуги;
-
оперативность оформления ЭЦП;
-
возможность открытия подписи в ускоренном формате и в офисе клиента;
-
консультации по сбору документов;
-
техническую поддержку в режиме 24/7.