Электронная подпись (ЭП) используется на различных онлайн-ресурсах для подписания, шифрования при передаче и сохранения неизменности электронного документа. Усиленная ЭП имеет криптографическую защиту, позволяющую сохранять конфиденциальность и целостность файлов при отправке контрагентам, чтобы данные не смогли перехватить и украсть.
Квалифицированная ЭП аналогична собственноручной подписи, её применяют для электронного документооборота с коммерческими организациями и госорганами. Все электронные документы, подписанные УКЭП, имеют юридическую значимость и приравниваются бумажным.
Неквалифицированную ЭП используют для документов, которые не требуют заверения печатью и применяется в основном во внутреннем документообороте компании. УНЭП не подойдёт для сдачи государственной отчётности, заключения договоров и т. д. С юридической стороны, чтобы правомерно обмениваться документами с контрагентами, потребуется заключить дополнительное соглашение.
В статье подробнее расскажем, как пользоваться приложением «Госключ» и получить там электронную подпись, чтобы упростить свой документооборот.
Кто может воспользоваться приложением
Мобильным приложением «Госключ» могут воспользоваться все владельцы смартфонов на базе управления:
- Android 5.0 и выше;
- iOS 11.3 и выше;
- macOS 11.0 и выше.
Скачать его можно из App Store, Google Play или App Gallery. После установки сервис запрашивает доступы к камере, файлам и настройкам, при этом не затронув личные данные владельца.
Чтобы пользоваться приложением, необходима подтверждённая учётная запись портала Госуслуг. Сделать это можно онлайн, если вы клиент какого-либо из перечисленных банков, или офлайн в центре обслуживания и на Почте России.
Как подписать электронный документ
Для подписания любого документа в приложении «Госключ» нужна электронная подпись. Если её нет — можно бесплатно получить ключ и сертификат электронной подписи в приложении. Процедура занимает немного времени, не требует посещения центров, где выдают ЭП, и никаких бумажных заявлений.
Приложение создаёт, хранит и применяет ключ ЭП в соответствии с мерами информационной безопасности. Не требуется никаких USB-токенов и SMS-паролей, все данные находятся в облачном хранилище. Главное — иметь подтверждённый профиль в ЕСИА и определиться с вариантом электронной подписи.
При оформлении УНЭП нужно учитывать, что придётся заключать дополнительное соглашение с контрагентами об использовании данной подписи и её юридической силе. В работе с УКЭП этого делать не нужно, так как её правовую силу регулирует федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи», что автоматически наделяет подпись юридической значимостью.
После выбора подходящей подписи и подтверждения учётной записи в Госуслугах нужно войти в приложение и придерживаться следующих действий:
- ввести номер телефона при входе и подтверждающий SMS-код;
- войти в профиль;
- принять условия лицензионного соглашения;
- установить пароль для входа в приложение;
- сгенерировать случайные числа для работы приложения (для этого нужно перемещать палец по экрану);
- подтвердить получение сертификата УНЭП;
- подтвердить передачу данных, и можно подписывать документацию.
Для получения УКЭП потребуется загранпаспорт нового образца (с биометрическими данными владельца) и смартфон с NFC-модулем.
- нужно зайти в раздел «Получите сертификат УКЭП»;
- выбрать способ идентификации по загранпаспорту нового поколения;
- ввести его номер и дату окончания срока действия;
- запустить считывание загранпаспорта с помощью NFC-модуля;
- поступят бланки ознакомления заявления и сертификата УКЭП;
- подтвердить проверку документов подписанием и можно пользоваться.
Как только поступят документы для подписания, приложение отправит push-уведомление на экран телефона. Зайдя в систему, нужно выбрать поступивший бланк, ознакомиться и подтвердить подписание с помощью ЭП.
Срок действия электронной подписи, выпущенной в приложении, равен одному году. По истечении срока её можно перевыпустить бесплатно.Какие документы можно подписывать
Подписание документации, совершение сделок и другие операции можно проводить с организациями, которые интегрированы с сервисом «Госключ». Сейчас перечень сервисов и компаний ограничен.
Приложение сотрудничает с мобильными операторами связи и в нём можно оформить договор на оказание услуг, чтобы стать абонентом; на перенос номера или перевыпуска SIM-карты. Достаточно подписать электронные документы и заказать доставку при необходимости.
Также с помощью сервиса можно подтверждать аккаунты в агрегаторах. С февраля этого года сервис начал взаимодействовать с торговыми онлайн-площадками. Пользователи могут заключать договоры о покупке товаров и услуг.
С апреля началось расширение списка документов и сделок, которые можно проводить с помощью приложения. До конца года планируется задействовать кадровый электронный документооборот.
Как перенести подпись на другое устройство
Электронная подпись приложения «Госключ» закрепляется за определённым устройством. При возникновении ситуации, когда нужно сменить смартфон, чтобы не проходить заново процедуру получения сертификата ЭП, можно сделать следующее:
- войти в систему;
- в правом верхнем углу нажать на иконку настроек;
- выбрать пункт «Сохранить данные» и подтвердить;
- сохранить файл на телефон или в облако;
- для защиты сертификата потребуется сгенерировать случайное число, для этого нужно перемещать палец по экрану смартфона
Так сохранится защищённая копия электронной подписи. После установки приложения на новое устройство можно будет восстановить свою электронную подпись. Для этого нужно войти в сервис, открыть скачанный файл и запустить процесс автоматического подключения сертификата к учётной записи. После завершения можно продолжать подписывать документацию своей ЭП.
Решение от «Калуга Астрал»
В приложении «Госключ» пока мало интегрированных организаций и с большинством площадок не настроено цифровое взаимодействие. А участвовать в коммерческих торгах, подписывать различные документы и работать на государственных порталах нужно уже сейчас.
Подробнее об УКЭП для разных бизнес-субъектов, где применяется и как сделать, можно прочитать в нашей статье.Подпись ИП или руководителя юридического лица получают только в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных лиц в соответствии с изменениями в 63-ФЗ «Об электронной подписи».
УЦ «Калуга Астрал» поможет с выпуском УКЭП для юрлица и ИП. Для получения электронной подписи рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию владельца, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.УКЭП физлица можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Подпись позволяет пользоваться всеми сервисами Госуслуг (от оформления загранпаспорта до получения патента на изобретение), дистанционно отправить документы во все учебные заведения, подать заявку на кредит или ипотеку, удалённо заключать трудовые договоры с работодателем и многое другое.
Для получения подписи физлица можно обратиться в УЦ «Калуга Астрал». Рекомендуем воспользоваться сервисом Астрал-ЭТ или 1С-ЭТП, если работаете с программой 1С. Подпись позволит сэкономить время на очередях и уменьшить расходы на доставку документов.